«Мегафон» закрывает лишние салоны связи. Мегафон ведомости


«Мегафон» ходатайствовал о покупке «Связного» – ВЕДОМОСТИ

«Мегафон» ходатайствовал о покупке компании «Связной логистика»

«Мегафон» ходатайствовал о покупке компании «Связной логистика»

Андрей Гордеев / Ведомости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассматривает ходатайство подконтрольной «Мегафону» Lefbord Investments Limited о покупке компании «Связной логистика» (ключевой компании розничной группы «Связной»). Это следует из сообщения ведомства. Также «Мегафон» намерен приобрести петербургскую компанию «Мобильный телекоммуникационный сервис», говорится в нем.

Ходатайство о покупке «Связной логистики» и «Мобильного телекоммуникационного сервиса» подавала и компания Atomelia Investments Limited, следует из материалов ФАС. Это тоже структура «Мегафона», сообщил его представитель. При этом компания ходатайствовала о приобретении трех входящих в «Евросеть» компаний - «Евросеть-ритейл», «Про-сервис» и «ЕС-аренда».

Когда поданы ходатайства, ФАС не уточняет. Рассмотрение ходатайств продлено до 21 мая.

Представитель «Мегафона» подтвердил, что ходатайства в ФАС поданы.

В феврале «Мегафон» закрыл сделку по приобретению у «Вымпелкома» 50% акций другого сотового ритейлера – «Евросети». Теперь оператор контролирует 100% розничной сети. О планах слияния «Связного» и «Евросети» владелец контролирующей «Связной» Solvers Group Олег Малис рассказал на встрече с менеджментом ритейлера в августе 2017 г. Так ранее говорили «Ведомостям» несколько участников этой встречи. Позже «Мегафон» официально сообщил, что изучает возможность сделки со «Связным» как один из вариантов развития «Евросети».

По словам человека, знакомого с менеджерами «Связного», на первом этапе две розничные сети будут объединены в единый холдинг. Радикального сокращения количества салонов связи при этом не планируется, утверждает этот человек. Сумму готовящейся сделки и другие условия собеседник «Ведомостей» назвать затруднился.

Не раскрывает условий возможной сделки и «Мегафон». Оператор рассматривает разные варианты развития «Евросети», говорит он. Так как подача ходатайства не обязывает заключать сделку, а процесс рассмотрения может быть длительным, то «Мегафон» заранее направил документы в ФАС, утверждает представитель оператора.

«Мегафон» и Solvers обсуждают сделку по объединению «Связного» и «Евросети», в результате которой «Мегафон» может стать миноритарным акционером объединенной компании. Так говорит источник, близкий к одной из сторон сделки. Другой источник, близкий к одной из сторон сделки, говорил о такой возможности ранее.

Речь идет о потенциальном слиянии «Связного» и «Евросети», в результате которого «Мегафон» может стать миноритарным акционером объединенной компании, прокомментировал ситуацию представитель Solvers.

У «Евросети» с учетом продажи части бизнеса «Вымпелкому» остается чуть более 2000 салонов, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. У «Связного» их чуть менее 2800, а у «Мегафона» – около 3400 (с учетом франчайзинговых), посчитал он. Причем количество салонов «Мегафона» сокращается согласно стратегии оптимизации розничного бизнеса, говорит Бурмистров.

Президент «Евросети» Александр Малис отказался от комментариев.

www.vedomosti.ru

«Мегафон» закрывает лишние салоны связи – ВЕДОМОСТИ

В России в целом и у «Мегафона» в частности слишком много салонов связи, неоднократно говорили представители оператора

В России в целом и у «Мегафона» в частности слишком много салонов связи, неоднократно говорили представители оператора

А. Гордеев / Ведомости

В январе – марте 2017 г. «Мегафон» закрыл примерно 400 салонов связи. Об этом «Ведомостям» рассказал близкий к «Мегафону» человек. Представитель оператора Юлия Дорохина уточняет, что компания сократила сеть более чем на 400 точек, или на 10%. Это сделано для повышения эффективности работы розничной сети и снижения количества новых подключений в целом на рынке: проникновение услуг мобильной связи в России превысило 180%, объясняет она. «Мегафон» готов к дальнейшему сокращению розничной сети, но это будет зависеть от рыночной конъюнктуры, отмечает Дорохина.

В России в целом и у «Мегафона» в частности слишком много салонов связи, неоднократно говорили представители оператора. Летом 2016 г. гендиректор компании Сергей Солдатенков на встрече с аналитиками пообещал в течение 3–5 лет сократить розничную сеть на 25–40% до 2500–3000 салонов. Оператор собирается сделать акцент не на росте количества клиентов, а на удержании абонентской базы и за счет сокращения розницы намерен снизить годовой отток абонентов с 50 до 35%, цитировал его тогда аналитик UBS Роман Арбузов. Плата новых абонентов за услуги не покрывает расходы на содержание розничных сетей, следует из опубликованного позднее отчета «Мегафона».

Сокращает розницу и крупнейший конкурент «Мегафона» – МТС. За I квартал МТС сократила 7,5% сети. К апрелю у нее было 5725 салонов связи, рассказывает представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, МТС ожидает от других операторов и сотовых ритейлеров дальнейшего сокращения розничных сетей. Это будет способствовать стабилизации рынка, считает Солодовников.

Абонентов не прибавилось

По данным AC&M Consulting, за I квартал 2017 г. количество абонентов МТС сократилось примерно на 1 млн до 79 млн, «Вымпелкома» – на 1,3 млн до 57 млн. У «Мегафона» этот показатель не изменился – 75,6 млн. Tele2 абонентскую базу не раскрывает.

Розничная сеть «Т2 РТК холдинга» (Tele2) за январь – март не сократилась, отмечает его представитель Ольга Галушина. К апрелю у оператора было 3400 фирменных салонов и модулей. Но при этом розница строится по франчайзингу. Tele2 построила качественную сеть и теперь фокусируется на эффективности каждой точки, а также развивает продажи в онлайне, говорит Галушина.

Но «Вымпелком» планирует расширять розницу. Необходимо повысить качество продаж, расширить ассортимент продаваемых услуг, объясняет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Количество салонов оператор не раскрывает. По данным «Infoline-аналитики», на конец III квартала 2016 г. у «Вымпелкома» было 3850 точек продаж, включая 2300 франчайзинговых.

Крохотный рост планируют «Евросеть» (поровну принадлежит «Вымпелкому» и «Мегафону») и «Связной». У «Евросети» около 4000 магазинов, компания намерена незначительно увеличить их количество, говорит представитель сети Александра Перцева. За I квартал 2017 г. сеть «Связного» увеличилась на 32 салона до 2732 торговых точек, отмечает представитель компании Александра Виноградова. «Связной» до конца года планирует расширение розничной сети на несколько десятков магазинов, говорит она.

Сотовая розница в России избыточна, поэтому большинство торговых точек приносят убытки, утверждает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Значительного прироста абонентских баз и увеличения продаж телефонов не наблюдается, а подключение новых услуг и их оплата постепенно мигрируют в интернет. Небольшой рост количества салонов возможен в ходе оптимизации их расположения, но радикальное расширение сетей осталось в прошлом, отмечает Кусков.

www.vedomosti.ru

«Мегафон» получит контроль в Mail.ru Group – ВЕДОМОСТИ

«Мегафон» намерен купить долю USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров в Mail.Ru Group, сообщил оператор. За 63,8% голосующих акций он заплатит $740 млн, $640 млн – в I квартале 2017 г., а еще $100 млн – спустя год. 20 января 2017 г. утвердить сделку будет предложено внеочередному собранию акционеров оператора.

И «Мегафон», и Mail.ru Group контролируются USM. Ей принадлежит 56,13% в операторе и 15,2% капитала и почти 64% голосов в Mail.ru Group.

«Мегафону» холдинг нужен для цифровизации собственных сервисов, партнерства в создании виртуального оператора (MVNO) и в области больших данных. Среди будущих проектов оператор называет запуск предложения VKmobile для пользователей социальной сети «В контакте». «Мегафон» также может запустить специальное предложение для аудитории сайта «Одноклассники», говорится в сообщении оператора. Кроме того, компании будут совместно анализировать данные абонентов «Мегафона» и пользователей сервисов Mail.Ru Group для рекламных таргетингов.

Средний счет на одного абонента у оператора постепенно падает, поэтому «Мегафону» необходимо искать новую нишу для развития, объяснил директор по развитию бизнеса в области слияний и поглощений «Мегафона» Дмитрий Кононов. Сотрудничество с соцсетями может быть такой нишей, считает он.

Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова обращает внимание на то, что если учитывать только голосующие акции, то сумма сделки в 3,4 раза ниже рыночной. Капитализация всей Mail.Ru Group на Лондонской бирже составляет около $3,9 млрд. Таким образом, эта оценка должна быть выгодна для акционеров «Мегафона».

Родственные сделки

Для российского телеком-рынка не редкость сделки, когда одна дочерняя компания покупает у материнского холдинга другую в интересах общего акционера, напоминает Либин. МТС уже несколько раз выкупала активы у своего основного владельца, АФК «Система». Сам «Мегафон» в 2013 г. купил у акционеров 100% оператора «Скартел» (бренд Yota) за $1,18 млрд.

Оператор считает сумму сделки рыночной. За $740 млн покупается 15,2% капитала, настаивает Кононов. Сделка пройдет с премией к рынку в 24%, так как доля дает возможность контролировать совет директоров. А поскольку бенефициары холдинга не меняются, то компания не обязана выставлять оферту другим акционерам Mail.ru, заявила директор оператора по правовым вопросам и GR Анна Серебренникова.

«Мегафон» покупает в том числе акции класса А (с дополнительным правом голоса), которые не могут торговаться на рынке и на которые не выплачиваются дивиденды, поэтому оценивать в сравнении с текущей рыночной стоимостью обычных акций не совсем корректно, соглашается аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. С экономической точки зрения оператор действительно заплатит больше, но с точки зрения контроля у «Мегафона» и Mail.ru Group один и тот же основной акционер, поэтому говорить об уплате премии за контроль странно, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов.

Самый ценный ресурс Mail.ru Group – аудитория соцсетей и, возможно, «Мегафон» рассчитывает использовать ее для сдерживания оттока абонентов, полагает аналитик «Открытие капитал» Александр Венгранович.

Сделка представляет собой попытку диверсификации бизнеса «Мегафона» и монетизации вложений USM. Последней, вероятно, потребовалась наличность, добавляют Мильчакова и аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Сотрудничать и развивать общие проекты стороны могли и без сделки, говорят Либин и аналитик «Уралсиба» Константин Белов.

Наличие общих акционеров не давало «Мегафону» и Mail.ru возможности эксклюзивного сотрудничества, а контроль дает, парирует Серебренникова. Также он поможет минимизировать риски расторжения партнерства, медленного принятия решений по совместным проектам, пояснил представитель оператора.

У «Мегафона» есть операторская инфраструктура и сети, у Mail.ru – сервисы и контент, поэтому потенциально их сотрудничество может быть эффективным, напоминает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Но сосуществовать вместе им будет непросто, поскольку у компаний очень разные бизнесы и идеология, отмечает он.

В мире модель сотрудничества операторов с соцсетями не новая, например Deutsche Telekom и Twitter, Vodafone и Facebook. «Мегафон» получит выход на аудиторию крупнейшего игрока российского интернет-сегмента и сможет монетизировать растущую цифровую аудиторию путем создания таргетированных тарифных предложений для аудиторий «В контакте» и «Одноклассников». Это в перспективе должно привести к повышению ARPU, рассуждает аналитик Frost & Sullivan Дмитрий Распопов. Для Mail.Ru Group это перспективы повысить доходность от рекламы мобильным пользователям, таргетируя абонентов «Мегафона» (для примера – на основе данных о стоимости тарифа, поле, возрасте, месте проживания и т. д.).

www.vedomosti.ru


Смотрите также